ООО "Глобал-Сити-Нет" Городская компьютерная сеть

О городе

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


Официальная история города Ильичевска насчитывает всего 32 года. Но именно сейчас необходимо вспомнить, что территория, на которой расположен этот один из самых молодых городов Украины, имеет свою славную многовековую историю.

Раскопки археологов стоянки Большая Аккаржа поблизости Ильичевска показали, что уже около 19 тысяч лет тому назад, в эпоху давнего каменного века, тут жили люди. Они занимались сезонной охотой на бизонов и имели достаточно развитую духовную и материальную культуру. Интересно, что в это время уровень Чорного моря был почти на 100 метров ниже современного, а климат был намного холоднее. Весь морской залив в районе Одессы был тогда сушей, а место, где сейчас находится Ильичевск, было отдалено от морского берега на 120-140 километров.

Позже на этих землях жили скотоводческие племена ямной, усатовской и катакомбной археологичных культур, а также известные из письменных источников скифы, сарматы, гунны и другие народы. В результате раскопок, проведенных в 1992 году на обрывистом береге моря около бывшего села Старое Бугово, археологи обнаружили поселения эпохи позднего бронзового века, в которых наши предки жили более 3 тысяч лет тому назад. Неподалеку были открыты остатки строений античной эпохи IV столетия до Р.Х., которые принадлежали древним грекам.

До декабря 1791 года - даты официального вхождения края в состав Российской империи - Буго-Днестровское междуречье входило в состав Золотой Орды, Великого Княжества Литовского, Польского Королевства, Крымского ханства и Порта Отаманской. В XIV-XV столетиях на берегах Черного моря была разбросана сеть торговых центров - факторий купцов Генуэзской республики. На одной из средневековых карт известная колония Джинестра (Ginystra), которую обычно размещают на месте современной Одессы, обозначена на левом берегу Сухого лимана.

В 1790-1793 годах земли города входили в состав территории Черноморского казачьего войска, созданного несколько ранее из бывших запорожских казаков. До своего переселения в дельту реки Кубань и на Таманский полуостров казаки имели рыболовецкие угодья на берегах моря и Сухого лимана. В конце XVIII - первых годах XIX столетия тут поселились греки, албанцы и молдаване, которые служили в "Греческом дивизионе" (с.Олександровка), и немцы из германских княжеств в колонии Кляйн-Либенталь (с.Малодолинское). Село Бурлачья Балка (Бурлацкие хутора) входило в состав так называемого Дальницкого участка Одесского градоначальства. По морскому побережью и по правому берегу Сухого лимана были раскиданы так называемые Буговы хутора, а их немногочисленные жители занимались преимущественно рыбной ловлей.

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


Коренные изменения в истории нашего региона произошли в 1950 году после принятия решения про сооружение большого военного судостроительного завода и рабочего поселка на берегах Сухого лимана. Уже в следующем году перед коллективом завода была поставлена задача начать строительство несамоходных грузовых барж. Для этого Министерство судостроительной промышленности СССР направило сюда несколько десятков специалистов из Калининграда, Николаева, Владивостока, Ленинграда и других городов. В августе 1952 года поселок, в котором на тот момент проживало более 3 тысяч жителей, был отнесен к категории поселка городского типа и получил название Ильичевск.

В 1957 году, учитывая благоприятные климатические и гидрологические условия в бухте Сухого лимана, тут начали строительство торгового порта. Такое решение было обусловлено тем, что Одесский порт тогда уже не справлялся с возрастающим грузопотоком и не имел преспективы для дальнейшего развития. 5 августа 1958 года в новом порту пришвартовалось первое судно - пассажирский теплоход "Украина". Название судна оказалось глубоко символическим, но тогда вряд ли кто-нибудь из портовиков мог подумать, что ему придется жить в новой независимой Украине.

В 1964 году было начато строительство еще одного порта - рыбного, а уже в следующем году грузооборот Ильичевского порта превысил аналогичные показатели Одесского порта. 12 апреля 1973 года указом Президиума Верховного Совета УССР поселок городского типа Ильичевск был включен в число городов областного подчинения. Именно эта дата является официальным днем рождения нового города.

Сегодня Ильичевск - город областного управления, большой портово-промышленный центр Одещины и Украины в целом. Народнохозяйственные функции Ильичевска в полной мере отвечают его экономико-географическому и транспортно-географическому расположению. Ильичевск - большой морской порт Украины, крупный рыбный порт и база рыбпромышленной флотилии "Антарктика", развитый промышленный и в частности, машиностроительный центр.

Ильичевск активно принимает участие в международном разделении труда; большую часть грузооборота Ильичевского морского порта составляют внешнеторговые экспортно-импортные перевозки; функционирует современная паромная переправа Ильичевск-Варна, которая связывает Украину и Болгарию. Вместе с этим Ильичевск исполняет и ряд важных народнохозяйственных функций как спутник города Одессы. В составе Одесской агломерации определены функции специализированных участков и причалов Ильичевского порта, кооперативные связи многих промышленных предприятий, уровень и особенности развития его производственной и социальной инфраструктуры.

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.



Как мощный портово-промышленный центр Ильичевск распространяет свое социально-экономическое влияние на другие регионы, в первую очередь на Николаевскую и Херсонскую области.

Сейчас в сферу ведения Ильичевского городского совета входят поселок городского типа Александровка, села Малодолинское и Бурлачья Балка. В них выбираются и действуют поселковые и сельские советы. Общая площадь городских земель составляет 2542 гектара. Численность населения Ильичевска составляет 57 тысяч жителей, а вместе с административно подчиненными ему спутниками превышает 65 тысяч человек.

Ильичевск имеет современную городскую инфраструктуру и соответствующее комунальное хозяйство. Централизованая система водоснабжения и теплоснабжения охватывает большую часть территории городского совета, порт и все его промышленные предприятия. Централизированный канализационный сток охватывает в всю центральную часть города. В нее собираются сточные воды от жилых кварталов, общественных зданий и комплексов, а также промышленные стоки. Проведенная в 1997 году реконструкция канализационной насосной станции позволила сейчас остановить сброс неочищенных сточных вод в море, что намного улучшило экологическое состояние рекреационной зоны города.

Особое значение городская власть уделяет состоянию магистралей, дорог и внешнему виду улиц, общая протяженность которых превышает 20 км. По площади парков, скверов, зеленых зон на одного жителя Ильичевск занимает одно из первых мест среди городов Южной Украины. Городское управление архитектуры и градостроительства успешно претворяет в жизнь программу по обустройству рынков и объектов торговли, расположенных на территории города, приданию им современного вида. Сегодня город формируется по единому городостроительному плану, имеет вполне современную планировку с четким функциональным зонированием, что в полной мере подчеркивает его молодость и перспективу развития.

Ильичевск связан с общей сетью автодорог области автомагистралями, которые около села Великодолинское выходят на автодорогу Одесса - Затока - Белгород-Днестровский - Рени, а через село Сухой Лиман - на окружную автодорогу Одессы, которая пересекает шоссейные дороги Одесса - Маяки -Рени, Одесса - Киев, Одесса - Николаев, Одесса - Кишинев. Городская автобусная станция обслуживает около 1,2 млн. пасажиров в год, большая часть которых создает потоки на 10 автобусных основных маршрутах. В последние годы особой популярностью у пассажиров пользуются маршруты, на которых используются микроавтобусы.

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


В городе существует широко развитая сеть государственных и частных универсальных, специализированных и продовольственных магазинов, киосков, павильонов, рынков, хлебных мини-пекарен, ресторанов, кафе, баров, казино, разнопрофильных ателье и т.д. Только за прошедшие три года их колличество возрасло в два раза.

В Ильичевске успешно работает также сеть финансово-кредитных организаций. Свои услуги предлагают шесть самостоятельных банков и их филиалов, в том числе такие крупные, как АКБ "Морской транспортный банк", отделения Проминвестбанка, Укрсоцбанка, Ощадбанка, "Райфайзенбанка", банк "Південний". В городе есть три почтовых отделения, нотариальные и адвокатские конторы, агенства по обмену и продаже недвижимости, строительные и страховые компании.

Одной из наиболее развитых сфер городского хозяйства является система образования. В Ильичевске действуют два средних профессионально-технических училища (ПТУ-15 и ВПТУ-22), где учатся 1500 учеников, украинская гимназия и девять средних школ, в которых учатся 9 тысяч учеников, Школа искусств, Дом творчества учеников, детский экологический центр, детско-юношеская спортивная школа, а также ряд муниципальных и ведомских дошкольных учреждений на 3 тысячи мест.

На территории городского совета существует развитая сеть учреждений культуры. Общий книжный фонд библиотек города, в том числе трех сельских, насчитывает почти 400 тысяч томов. Особо скажем про Ильичевский музей изящных искусств - уникальное учреждение такого типа на Украине. Основу его художественного собрания составляет личная коллекция художественных фарфоровых изделий XVIII-XIX столетий украинских и российских заводов, бесплатно переданных городу в 1977 году его почетным жителем А.Белым. В городе издаются три газеты - общегородская "Черноморский маяк", ведомственные "Ильичевец" и "Судоремонтник". Работает пять кинотеатров и сельских домов культуры на 2400 мест.

Большое внимание в городе уделяется развитию сети организаций охраны здоровья, спорта и отдыха. В городе есть две поликлиники, расчитанные на 1750 посещений в день, больница на 400 коек, стоматологическая поликлиника, сельские амбулатории, оздоровительные пункты на предприятиях, оздоровительные пансионаты, а так же два летних детских лагеря на 700 мест.

В городском Дворце спорта успешно работает целая сеть спортивных и оздоровительных секций для детей и взрослых, бассейн для плаванья площадью 500 кв. м, часто проводятся всеукраинские и международные спортивные соревнования. Кроме этого, в городе работает 3 детские спортивные школы, 2 спортклуба, шесть открытых стадионов, яхт-клуб и межрейсовая база моряков. В городе подготовлено 12 членов сборных команд Украины по разным видам спорта, в том числе бронзовый призер Всемирной олимпиады гроссмейстер С.Савченко. В высших лигах страны играют команды "Чайка" (гандбол), "Море" (футбол), в первой лиге интересы города представляет воллейбольная команда "Космос", во второй футбольной лиге - команда "Портовик".

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


Следует отметить, что благосостояние города и его жителей во многом зависит от успешной работы больших предприятий: морского торгового порта, судоремонтного завода, АТ "Ильичевсквнештранс" и др. Большинство из них имеют большую историю, славные традиции и заслужили свое место в этом очерке.

Открытый 5 августа 1958 года Ильичевский морской торговый порт готовится встретить свой 50-летний юбилей. Ильичевский порт, который начался с небольшого грузового района Одесского порта, превратился теперь в современный международный высокомеханизированный порт - один из крупнейших на Черном море. Ильичевский порт расположен на обоих берегах удобной гавани Сухого лимана в 20 км на юго-запад от Одессы. Порт может принять к своим причалам многогрузовые судна с осадкой до 13 метров.

Сейчас порт владеет 7 большими загрузочно-разгрузочными терминалами на 28 причалах. Они оснащены портальными кранами грузоподъемностью от 1,5 до 40 тонн, контейнерными перегрузчиками грузоподъемностью 45 тонн, автонагрузчиками грузоподъемностью от 1,5 до 30 тонн, терминальными тягачами, автокранами грузоподъемностью от 5 до 50 тонн.

В своем составе порт имет вспомогательный флот, который состоит из буксиров, плавучих кранов грузоподъемностью до 300 тонн, танкеров-бункеровщиков, плавучего зерноперегрузчика, лоцманских катеров, лихтеров и др.

Порт имеет возвожность перерабатывать в год до 20 миллионов тонн грузов. Сейчас основную номенклатуру грузов составляют металл, груз в контейнерах, тарно-штучные грузы, тяжелое крупногабаритное оборудование, калийные удобрения и зерно насыпью, жидкие удобрения и подсолнечное масло наливом.

Порт обладает большим специализированным комплексом, через который производится перегрузка вагонов, которые транспортируется из Ильичевска в Варну и наоборот паромами вместимостью по 108 вагонов каждый. Он же обслуживает и линии "Ро-Ро", которые транспортируют грузовые тягачи: Ильичевск - порты Турции и Ильичевск - порты Грузии.

Сейчас ведутся крупномасштабные роботы по модернизации и развитию производственных мощностей порта. Среди них наиболее значительные - создание нового контейнерного терминала с общей пропускной способностью до 300 тысяч контейнеров в год, строительство высоко-механизированного комплекса по перегрузке зерна мощностью 2.5 миллионов тонн в год и др.

Использование терминалов, которые имеют развитую инфраструктуру, дает возможность организовать качественное комплексное обслуживание клиентов. Предприятия предлагает широкий спектр услуг по перегрузке, сохранению, подготовке и отправлению грузов в любой из портов мира, а также эспедирование, перевозку контейнеров по странам СНГ и Европы крупнотонажными автомобилями типа "Volvo". Рядом с портом и непосредственно на его территории функционирует широкая сеть агенств и экспедиторских фирм, которые тесно сотрудничают с ним по обслуживанию флота и владельцев грузов.

 

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


Грузовой порт является наибольшим предприятием Ильичевска, где трудятся около 8500 работников. Поэтому понятно, что благополучие жителей города зависит от успешной работы порта.

Порт содержит целую сеть предприятий и организаций социальной сферы: 6 детских дошкольных заведений, круглогодичный санаторий-прафилакторий на 1500 мест в год, детский оздоровительный центр "Альбатрос" на берегу Черного моря в Каролино-Бугазе на 500 мест в смену, базу отдыха "Радужный" на 1000 мест, которая принимает на отдых с мая по октябрь, спорткомплекс "Юность". На территории порта и в перечисленных заведениях социальной сферы действует развитая сеть предприятий общественного питания и торговли. Для работников порта создано четыре садово-огородных товарищества, организовано круглогодичное бесплатное автобусное сообщение с ними.

Ильичевский судоремонтный завод основан в 1951 году и расположен в 20 км на юго-запад от Одессы. Предприятие является одним из наибольших в своей сфере на территории бывшего СССР. На сегодняшний день общая численность служащих на заводе составляет более 3500 человек.

Основными видами деятельности являются: ремон судов - 58%, судостроительство - 19%, машиностроение - 17%, изготовление контейнеров - 6%. С 1996 года завод также перерабатывает металлолом и производит погрузочно-разгрузочные работы на судах.

Завод является государственным производственным объединением и состоит из 11 хорошо оснащенных разнопрофильных предприятий, технические возможности и кадровый потенциал которых позволяет предоставлять широкий спект услуг, связаных с судостроением и судоремонтом, машиностроением и контейнерным производством, деревообрабатывающим и литейным производством, строительными работами.

Завод владеет 4 плавающими доками, что позволяет производить докировку суден дедвейтом до 100 тысяч тонн. Существующие производстенные мощности позволяют исполнять ремонт до 150 судов в год, производить строительство судов прибрежного плаванья (до 10 ед. в год) вместимостью до 200-250 пассажиров, выпускать 5000 контейнеров типа 1-СС (морские, стандартные, 20-футовые), контейнеры для сыпучих грузов, контейнеры облегченной конструкции, контейнеры-склады и др.

Есть 14 оборудованных причалов с максимальной глубиной до 7.5 м и общей протяженностью 3000 м. Крановое хозяйство завода включает береговые и плавучие краны грузоподъемностью от 5 до 100 тонн.

Завод владеет большим станочным парком, что позволяет исполнять практически все виды металлообработки. Оснащенность деревообрабатывающего производства позволяет выполнять работы по распиливанию и обработке древисины, а также производить разную мебель.

 

Авторы текста - И.В.Сапожников и В.Г.Кушнир. Английский перевод Т. Домброван. Опубликовано в буклете "Іллічівськ. 25 років". - Ильичевск, 1998.


Мощная производственная и конструкторско-техническая база, квалифицированные кадры позволяют коллективу Ильичевского судоремонтного завода создавать продукцию высокого качества, гарантировать ее долгую работоспособность.

В круг клиентом завода входят как отечественные, так и другие крупные фирмы СНГ, Балтии и средиземноморско-черноморского региона.

Ильичевский судоремонтный завод готов выполнять любые заказы, которые выходят за рамки обычных услуг и поставок.

Еще одно значительное предприятние города основано в 1962 году как кантора ВО "Союзвнештранс" (SVT), а в 1968 году стало базой ВО "Союз-внештранс" (SVT) Министрерства внешней торговли на территории бывшего СССР. В 1993 году предприятие преобразовано в АТ "Ильичевсквнештранс".

Сейчас на нем работает около 1000 человек. АТ "Ильичевсквнештранс" имеет собственную территорию площадью 32 га, в том числе 5 га закрытых охраняемых складов. На его территории расположен контейнерный терминал на 2500 контейнеров с подъездными железнодорожными путями, которые принимают 100 вагонов в сутки. Предприятие тесно связано с Ильичевским морским торговым портом и с железнодорожной станцией Ильичевск-Грузовая.

Техническое оснащение - от контейнерных перегрузчиков и колесных кранов "Като" грузоподъемностью 50 т до методов малой механизации. АТ "Ильичевсквнештранс" имеет автопредприятие на 200 машин разного назначения, включая тентовые трейлеры "Мерседес", "Вольво", "Скания" для международных перевозок (75 грузовиков повышенной грудоподъемности). Собственные способы предпринимательства позволяют обеспечить сохранение грузов и надежность перевозки на всех этапах транспортного процесса, который организовывает предприятие.

АТ "Ильичевсквнештранс" организовывает морские перевозки, исполняет функции пограничного и фрахтового брокера, судового агента, исполняет услуги по организации железнодорожного экспедирования в страны СНГ и Европы, услуги по сопроводжению и охране груза в соответствии с желанием заказчика. Предприятие выступает как контейнерный оператор, сюпвейер, полнообъемный ремонт и техническое освидетельствование по международным стандартам всех типов контейнеров на базе специального контейнерного бюро.

АТ "Ильичевсквнештранс" специализируется на перевалке хлопка и других волокнистых грузов. Технические возможности позволяют ему принимать таких грузов до 400 тысяч тонн в год. Этот процесс включает взвешивание, отбор образцов, класификацию, очистку от примесей, переупаковку по международным стандартам. Перепресовка хлопка, льноволокна, шерсти и других аналогичных грузов может быть увеличена до объема 2,5 куб. м/т. Предприятие является членом Ливерпульской хлопковой биржи, корреспондентом Вейкфильд Инспекшн Сервисес ЛТД (Ливерпуль, Великобритания).

Общая валовая грузообработки составляет около 500 тысяч тонн в год и выполняется в основном через Ильичевский морской торговый и рыбный порты, Одесский и Белгород-Днестровский порты. АТ "Ильичевквнештранс" - международный экспедитор и основатель транспортно-экспедиторской асоциации "Укрвнештранс", ассоциативный член Международной ассоциации экспедиторов FIATA и Российской ассоциации международных экспедиторов.